7 интересных фактов о фильме «Чужой»

30 ноября 1937 года родился Ридли Скотт, подаривший миру фильм «Чужой», который появился на больших экранах в 1979 году. WEACOM.RU собрал интересные факты о популярном фильме о которых Вы даже не знали.

7 интересных фактов о фильме «Чужой»
фото: s8.hostingkartinok.com

1. Хронология вселенной Чужих

Миллионы или миллиарды лет назад. Раса Инженеров высадила одного из своих представителей на безлюдной Земле, где он сразу погиб, а из его ДНК зародилась жизнь.

I век н.э. Инженеры (или Создатели) решают исправить ошибку. На планетоиде LV-223. они начинают готовить к отправке смертоносную черную жижу, которая уничтожила бы нашу жизнь.

1990. На свет появляется будущий основатель корпорации Weyland.

2004. Столкновение хищников с чужими.

2030 (примерно). Корпорация Weyland создает андроида Дэвида.

2080-е. На Земле найдены звездные карты, составленные нашими предками, с указанием возможного местоположения Инженеров.

2091. Корпорации Weyland отправляет исследовательский корабль «Прометей» на LV-223.

7 января 2092. В колонии «Олимпия» на Луне родилась Эллен Рипли.

2093. Весь экипаж «Прометея» гибнет. Выживает лишь андроид Дэвид и доктор Элизабет Шоу.

2094. Шоу и Дэвид достигают планеты Инженеров, где Дэвид учиняет геноцид.

2104. Колонизационный корабль «Завет» отклоняется с пути и прибывает на ту же планету. Дэвид тайком погружает на борт эмбрионы выведенных им ксеноморфов. После этого «Завет» продолжает свой полет на планету Оригаи-6.

2122. Коммерческий звездолёт-буксир «Ностромо», принадлежащий компании Weyland-Yutani, отклоняется от курса и его экипаж высаживается на планетоиде LV-426. Чужой проникает на борт и убивает весь экипаж, кроме уорент-офицера Рипли и корабельного кота.

2179. После 57-летнего дрифта Рипли спасена и отправлена в качестве консультанта на LV-426, где пропала связь с новой колонией. После осады Чужих в живых остаются лишь она, девочка Ньют, капрал капрал Дуэйн Хикс и покалеченный андроид Бишоп. Корабль «Сулако» держит путь на Землю.

Чужие заражают Рипли и устраивают пожар на борту, после чего Рипли оказывается единственной, кто смог уцелеть. Она приземляется на тюремной планете Фиорина 161, где в итоге сгорает в расплавленном металле.

2379. Военно-исследовательский космолет «Аурига» воскрешает Рипли и эмбрион Чужого при помощи технологии клонирования. Все заканчивается печально. Только девушка-андроид Колл и клон Эллен Рипли № 8 смогут вернуться на планету Земля.

2. История создания

В середине 70-х годов два товарища-сценариста Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт пережили ряд неприятных столкновений с реальностью. В 1976 был отменен уже раскачанный и стартовавший проект фильма «Дюна», который они планировали снять вместе с режиссером Алехандро Ходоровски.

Парни решили взять реванш и купили у Филиппа Дика права на экранизацию рассказа «Мы вам всё припомним». Однако по мере написания сценария становилось ясно, что дорогой проект никакая Голливудская студия не потянет (лишь в 1990 вышел фильм «Вспомнить все» с Арнольдом Шварценеггером по этому самому сценарию).

Тогда Дэну и Рональду пришла в голову великолепная просто идея. Написать сценарий фантастического фильма, который можно было бы снять за три копейки, и чтобы это было всенепременно круто и забористо.

В качестве вдохновения была выбрана история из киноленты 1958 года «Оно! Ужас из космоса».

Фильм рассказывал о борьбе экипажа марсианской экспедиции с существом, которое проникло к ним на борт. А оно их убивает одного за другим. Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт решили вывести этот вид истории на качественно иной уровень. И у них получилось. Оставалось придумать название, так как рабочие варианты «Нечто на нашем звездолете» и «Звёздный зверь» явно выглядели туповато. И тогда они вдруг сообразили, что в их сценарии как-то слишком уж часто мелькает слово «чужой».

3. Режиссер ужасов

Ридли Скотт родился в английском городке под названием Саут-Шилдс. Всего в семье было три брата — старшего Фрэнка привлекла военная служба, а те, что помладше — Ридли и Тони вдруг захотели посвятить себя телевидению и кинематографу.

Ридли Скотт сделал отменную карьеру в рекламном бизнесе, отсняв несколько тысяч самых разнообразных роликов. В 1977 снял дебютный фильм «Дуэлянты».

В том же 1977 в мировой кинопрокат вышли «Звездные войны», и все киностудии принялись панически искать свежие и острые сценарии на космическую тему. Не была исключением и компания 20th Century Fox. Студийным боссам сценарий О’Бэннона и Шусетта стал нравиться гораздо больше в свете новых веяний. И они свели вместе этих людей и молодого амбициозного режиссера Ридли Скотта. Да, ему было уже сорок лет, а для кинорежиссера в ту пору это считалось почти юным возрастом.

Главное, что с самого начала четко определил Ридли Скотт — это будет не просто научная фантастика, не боевик и не приключенческая лента. «Чужой» будет фильмом ужасов.

4. Команда фильма

Ридли Скотту попал в руки книжный альбом с илюстрациями Ханса Руди Гигера по мотивам произведений Лавкрафта. Скотт связался с Гигером и тот набросал дизайн не только для монстра-ксеноморфа, но и витиеватые биомеханические интерьеры, облик инопланетного пилота и самое грандиозное — погибший корабль пришельцев. Скотт был в восторге. Как и киноакадемия, вручившая год спустя Гигеру «Оскар» за визуальные эффекты.

Сценарист О’Бэннон, к слову, уже был знаком с Гигером — они вместе пытались когда-то создать дизайн для не снятой «Дюны». Собственно, через него и дошли до Ридли Скотта образцы работ художника.

Самое радикальное решение было принято в отношении актеров. Ридли Скотт решил не привлекать больших звезд. Не столько даже ради экономии бюджета. Просто планировалось снять хоррор о выживании на космическом корабле, а будь в фильме звезда, все зрители бы догадались, что она выживет в финале. Поэтому Скотт набрал актеров совершенно никому неведомых.

По итогам «Чужой», кстати, прославил не одну только Сигурни Уивер. Он проявился как поворотный момент в карьере Джона Хёрта (впоследствии сыгравшего в картинах «Полуночный экспресс», «1984», «Человек-слон», «Гарри Поттер») и Иэна Холма («Пятый элемент» да еще Бильбо у Питера Джексона).

5. Ужас и трепет

Еще одна жертва в честь Бога Реализма, которую свершили на съемках «Чужого», по сей день поминается в каждой второй киношколе. Ридли Скотт — вот ведь сволочь — совсем не предупредил актеров, что будет твориться в той сцене судовой трапезы, когда чужой вылезет из груди Кейна. Лопнула грудная клетка, брызнула кровь, и актеры кто оторопел, кто завизжал.

Считается, что именно поэтому сцена снята одним дублем, хотя имеются свидетельства того, что дублей потребовалось все же два — с первой попытки Чужой не прорвался сквозь костюм.

Кстати, чтобы напугать кота, столь же неожиданно из-за ширмы выпускали немецкую овчарку. Самих котов-дублеров на съемках было аж четыре. Видимо, на съемках Чужой кормился одними представителями семейства кошачьих.

6. Хорошо забытое новое

Сейчас на большинстве дисков и в онлайн-театрах можно увидеть не первоначальный вариант фильма (который шел в кинотеатрах и перезаписывался миллионы раз на видеокассеты), а «режиссерку» двухтысячных годов.

Режиссерская версия идет на минуту меньше традиционной, однако при этом содержит новые сцены — вот такой парадокс. Полный список отличий перечислять нет смысла, назовем самые принципиальные.

Экипаж прослушивает и обсуждает принятый из космоса сигнал. Ламберт нападает на Рипли за то, что та не хотела пускать на борт пострадавших. Рипли находит в одном из коридоров корабля своих «законсервированных» пришельцем коллег и сжигает их.

Чтобы все это уместить, пришлось кое-что по-мелочи вырезать из оригинального варианта. И, признаться, вопрос спорный — стало лучше или нет.

Совсем страшно даже думать о том, что самая первая смонтированная версия «Чужого», которая так и не дошла до проката, шла около трех часов. В настоящий момент она признана утерянной.

7. Съемочный процесс

Самого Чужого в фильме показывают потихоньку-помаленьку, и лишь изредка в полный рост. Тому целая пачка причин, и в основном все те же, по которым так мало акулы в первых «Челюстях» Спилберга. Зло кажется страшнее, когда оно не выставляет себе на показ, прячется. Чужой в полный рост был недостаточно страшен, а то и вовсе нелеп.

Возникли определенные проблемы и с яйцами чужих. Первоначальные эскизы Гигера были слишком уж неприличными, художнику пришлось снизить накал откровенности. А вот для подсветки кладки яиц съемочная команда одолжила концертное световое и лазерное оборудование у группы The Who.

Всего же в развитии Чужого пять основных стадий:

  • Яйцо.

  • Лицехват.

  • Эмбрион.

  • Грудолом.

  • Взрослый чужой.

Лицехват замышлялся как крабообразное создание зеленого цвета. Когда сценарист Дэн О’Бэннон пришел в студию, то увидел готового, но еще непокрашенного лицехвата. Он был из полимера телесного цвета. Круто, — сказал Дэн, — оставляйте так, пусть он будет цвета человеческой кожи.

А кислотой Чужой стал кровоточить не сразу, а лишь когда съемочной группе пришлось искать объяснение тому, почему астронавты не могут пристрелить пришельца из карабина.

Кстати, производственный бюджет фильма был 11 миллионов долларов, а кассовые сборы в мировом прокате составили 99 миллионов долларов.

Роберт Шу, WEACOM.RU

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт