Астрономы обнаружили целое звездное скопление, "изгнанное" с огромной скоростью из материнской галактики

Галактике, известной под номером M87, может позавидовать любой бейсболист. Этой галактике удалось бросить очень быстрый мяч, в роли которого выступило целое звездное скопление, летящее в никуда со скоростью около 3.2 миллионов километров в час. После такой "подачи" это звездное скопление, получившее название HVGC-1, обречено на бесконечное скитание в пустоте межгалактического пространства.

"Астрономам уже известны "безудержные" звезды и планеты, одиноко летящие в космическом пространстве с огромными скоростями. Но этот случая является первым разом, когда мы обнаружили целое подобное звездное скопление" - рассказывает Нельсон Колдуэлл (Nelson Caldwell), ученый из Центра астрофизики Гарварда-Смитсона (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics, CfA).

Аббревиатура "HVGC" в названии HVGC-1 расшифровывается как гиперскоростное шаровое скопление (hypervelocity globular cluster). Обычно такие шаровые скопления являются "реликвиями" самой ранней Вселенной, состоящими из тысяч звезд, сгруппированных в шар, диаметром в несколько десятков световых лет. В нашей галактике, галактике Млечного Пути, находится около 150 подобных шаровых скоплений, а в гигантской эллиптической галактике M87 количество шаровых скоплений исчисляется тысячами.

Следует заметить, что скопление HVGC-1 было обнаружено благодаря случайности. Астрономы CfA в течение нескольких лет занимались изучением областей пространства, примыкающих к галактике M87. На основе получаемых данных они составляли карту, на которой различными цветами были отмечены космические объекты различного класса, Для этой цели и для более углубленного изучения шаровых скоплений ученые использовали инструмент Hectospec телескопа MMT Telescope в Аризоне.

Компьютер в автоматическом режиме производил анализ данных и вычислял скорость движения каждого скопления. Внимание обращалось на любые отклонения от среднестатистических данных и ученые производили ручную проверку полученных результатов и дополнительные исследования. Таким образом было выделено и скопление HVGC-1, скорость движения которого была аномально высока.

Астрономы еще не имеют однозначного ответа на вопрос, какой процесс смог стать тем толчком, который придал скоплению HVGC-1 его высокую скорость. Одной из гипотез является то, что это скопление прошло в непосредственной близости от двух сверхмассивных черных дыр, находящихся в ядре галактики M87. Проходя сквозь гравитационную аномалию, созданную черными дырами, скопление HVGC-1 потеряло достаточно большое количество звезд, но плотное ядро скопления осталось неповрежденным и было выброшено наружу как из рогатки из пространства между двумя черными дырами.

Скорость перемещения скопления HVGC-1 столь высока, что ее будет достаточно для преодоления гравитационных "уз" галактики M87. Вполне вероятно, что уже в настоящее время это скопление уже покинуло область влияния галактики M87 и начало свое бесконечное скитание по просторам межгалактического космического пространства.

Источник: Источник