Аспирант госуниверситета изучает влияние видеоигр на человека

Аспирант пединститута ИГУ Семен Тимофеев проводит исследование о том, как видеоигры влияют на человека. Он разрабатывает универсальную структурную модель анализа игр, с помощью которой можно будет определить особенности их психологического влияния на игроков.

Аспирант госуниверситета изучает влияние видеоигр на человека
Фото: isu.ru

Одни исследователи считают, что видеоигры провоцируют агрессивное поведение и делают людей более жестокими, другие — что игры могут повышать агрессию лишь в совокупности с особенностями воспитания, социальной среды и характера играющего. А кто-то полагает, что, участвуя в компьютерных играх, подростки в реальной жизни становятся менее агрессивными.

«Представленные в научных публикациях данные о характере влияния видеоигр на геймеров противоречивы — это свидетельствует о сложности объекта изучения, трудности реализации процедуры исследования ее воздействия, а также об отсутствии согласованного подхода к психологической категоризации компьютерных игр как основания для выдвижения гипотез о характере влияния игровой активности на геймеров», — считает Семен Тимофеев.

По мнению аспиранта, жанровой классификации игр не достаточно, так как она не учитывает многих характеристик игры, которые могут оказывать воздействие на игрока.

«Каждая видеоигра уникальна, сложно организована, ее понимание требует учитывать взаимодействие множества игровых компонентов, определяющих характер воздействия на геймеров», — уверен он.

Решая эти проблемы, молодой ученый совместно со своими коллегами разработал универсальную модель анализа видеоигр. Она состоит из 34 компонентов, выраженных в большинстве игр. Такой подход позволяет производить качественный анализ, изучать каждую игру как уникальный объект, а также соотносить и сравнивать различные игры на уровне отдельных компонентов.

Процедура исследования состоит в том, что сначала группа экспертов с игровым опытом больше 10 лет анализирует игру при помощи модели. На основе их оценок исследователи выстраивают профиль игры и выдвигают гипотезы о возможном влиянии компонентов на игрока. Предположения проверяют экспериментом. При обнаружении закономерностей проводят схожий эксперимент с подобными играми, сравнивая полученные результаты.

Результаты исследований планируют разместить в открытом доступе на специальном сайте. При этом игроки и другие исследователи смогут пополнять информацию, оценивая игры со своей точки зрения или загружая туда данные, полученные в своих исследованиях.