Короткой дорогой

Короткой дорогой
Мединский В.Р. Стена. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012Книге можно смело прочить популярность среди читателей. Увесистый том, напечатанный убористым шрифтом, читается на одном дыхании. И ведь тема какая? Смутное время на Руси и оборона Смоленска от войска Речи Посполитой в 1609 – 1611 году. Небольшой (но важный!) кусочек истории, о котором не всякий вспомнит. Однако Владимир Мединский, автор нескольких исторических книг, на этот раз выступил в историко-авантюрном жанре. Как отмечает в своем предисловии к книге писатель Виктор Ерофеев, исторический детектив – прямая дорога к авторскому успеху. В романе есть детективно-приключенческая линия с поиском сокровищ, политическая интрига, любовная драма и даже мистические образы.При всем при том роман является познавательным. Автор ненавязчиво и доступным языком рассказывает о предпосылках возникновения Смуты в Российском государстве, поясняет старинные слова и понятия, например, систему чинов при царском дворе. Если бы школьные учебники по истории были написаны так увлекательно и с такой любовью к своей стране! Писатель Мединский, он же член генсовета «Единой России» и член комиссии при президенте РФ по противодействию фальсификации истории, помимо прочего, ставит перед собой патриотические задачи. В романе они иногда поданы в юмористическом ключе. Так, вернувшийся из Европы Григорий Колдырев методично развеивает идеализированные представления Катерины Шеиной о более высоком развитии европейских стран. Молодой человек и сам восхищается отдельными достижениями европейской культуры, но он видел и недостатки политического устройства и быта в средневековой Европе. Поэтому даже Катерина начинает смеяться вместе со всеми над нелепостями, о которых в шутливой форме рассказывает Григорий. Определенно, этот диалог писатель адресует тем читателям, которые и в XXI веке свято верят в то, что в Европе лучшая медицина, лучшее образование, лучший сервис и т.д.Впрочем, автор старается избегать прямых назиданий. Тот же Виктор Ерофеев обращает внимание читателей на то, что история определяется верой, а не фактами. И как нет единой веры, так и нет всеобщей истории.Калифорния Дж. Вечером во ржи: 60 лет спустя. Спб.: Домино; М.: Эксмо, 2012Напомним историю выхода книги. Роман «Вечером во ржи: 60 лет спустя» Фредрик Колтинг под псевдонимом Джон Дэвид Калифорния опубликовал в 2009 году, еще при жизни Джерома Сэлинджера (умер в начале 2010 года). Возмущенный «плагиатом и грабежом», автор романа «Над пропастью во ржи» подал иск о нарушении авторских прав. И выиграл – публикация романа-продолжения была запрещена в США и Канаде до истечения срока охраны интеллектуальных прав. Кроме того, Колтинг должен был удалить из текста все упоминания о Сэлинджере и главном герое его романа Холдене Колфилде. Поэтому в новом романе героя зовут просто «К.». А вот посвящение Сэлинджеру и его имя в тексте романе в русской версии книги все-таки сохранены.Сюжет сиквела прост: мистер К., помнящий и ощущающий себя 16-летним, просыпается 76-летним в доме престарелых. Поначалу думает и говорит он, как подросток, но постепенно принимает на себя роль, соответствующую физиологическому возрасту. К. убегает из учреждения и посещает памятные ему места, целиком погружаясь в прошлое... Уже с первых страниц становится понятно возмущение Сэлинджера. Роман «Вечером во ржи» является прямым отголоском оригинала – за исключением двух тем (о них позже), большинство персонажей и сюжетных перипетий буквально переозвучены молодым автором. Даже пейзаж тот же – Нью-Йорк, отель, парк, такси и т.д. Сравните: «И вдруг вспомнил: ...Может, вы случайно знаете, куда они деваются, эти утки, когда пруд замерзает?» и «Гарри, а воробьи зимой улетают на юг? Сам не знаю, с чего это я про воробьев вспомнил...». Из подобных перифраз состоит практически весь роман.Однако стиль Колтинга все же отличается от Сэлинджеровского. У последнего повествование хоть и ведется от первого лица, но там есть выраженные действия героя, яркие диалоги, продуманные второстепенные персонажи. Произведение же Колтинга выдержано в стиле «потока сознания», поэтому многие рецензенты не стесняясь называют роман «старческом бредом». Вероятно, Колтингу не хватило мастерства на создание полноценных персонажей и проработку своей проблематики, поэтому даже более-менее оригинальные темы обозначены весьма схематично. Например, тонким пунктиром проходит тема старости. Если Сэлинджер описывал подростковое видение мира, то новый роман пытается поднять тему ненужности стариков и неинтересности этого мира самим пожилым людям, которым только и остается, что жить воспоминаниями. Более развернуто раскрыта тема сложных взаимоотношений автора и его творения. По мысли Колтинга, писатель болен своим произведением, и оно его не отпускает долгие годы. Чтобы «убить» созданный им же образ, автор возвращает героя через 60 лет, однако тот выходит из-под власти писателя и начинает свое собственное путешествие.И все-таки – что ценного в этой книге? Забавное чтиво, это раз. Читается легко, местами – смешно, местами – очень трогательно. Напоминает читателям про оригинал, это два. После Колтинга хочется перечитать настоящего Сэлинджера. Даже самая точная репродукция не может передать силу и глубину художественной картины.Новинки предоставлены книготорговой группой ПродаЛитЪ

Источник: Сибновости.ру

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт